Что грозит отрасли информационной безопасности банков?


16.01.2014

Интервью с Олегом Ивановым, генеральным директором ООО «ЦИБИТ»

1. Грозит ли отрасли информационной безопасности банков ужесточение кадрового голода в связи с последними законами в сфере образования?

Иванов О.В. Нам, как консультантам в области информационной безопасности и лицензирования, хорошо знакомы кадровыо оно краткосрочно — не нужно пять лет обучаться, чтобы понять, что это "не твоё". Во-вторых, дополнительное образование необходимо для уже сформировавшихся специалистов, то есть людей, которые успели поработать и почувствовать необходимость в повышении своей квалификации или профессиональной переподготовке. Таким образом, люди идут на дополнительное образование уже осознанно. Возможно, немаловажный фактор в том, что Постановление Правительства №313 обязывает специалистов организации-лицензиата пройти переподготовку, таким образом человек идёт не только по своей воле, но и в соответствии с требованиями правительства и регуляторов.


3. Справляются ли студенты "поколения ЕГЭ" с обучением по специальности информационной безопасности?

Я считаю, что процесс обучения стар как мир, и человек существует только потому, что умеет обучаться, и здесь не важно, какое поколение. В любом поколение есть талантливые ученики и есть отстающие, это было всегда, есть сейчас и будет.

Важно, чтобы не только талантливые находили себе применение в нашей отрасли, но и отстающие, которые, возможно, не так успешно справлялись с требованиями учебной программы, но в ходе обучения находили себе полезное приложение своих умений, знаний, навыков и были в итоге вовлечены в общий процесс. Бывшим двоечникам ничего не надо доказывать, а вот отличникам - им всегда нужно доказывать, что они отличники, в этом есть определённый парадокс.


4. Насколько отличаются выпускники гражданских и военных ВУЗов по специальности "Информационная безопасность"?

Выпускники военного ввуза по информационной безопасности Нам как разработчикам образовательных стандартов по информационной безопасности хорошо известно, что те примерные программы, которые идут вослед появившимся образиF, требуются специалисты, прошедшие профессиональную переподготовку в объёме более 500 часов.
Таким образом, потребность в специалистах по ИБ была увеличена требованиями этого Постановления.

Сейчас мы живём в интересное время, когда в силу вступил Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ». Но за новым законом пока не успевают подзаконные акты, которые вводили бы регламенты, положения о реализации требований данного закона.

Отсюда возникают коллизии, противоречия в требованиях различных нормативно-правовых актов. И разобраться в них самостоятельно организациям-лицензиатам очень не просто.


2. Удовлетворяют ли в качественном отношении ВУЗы сегодняшние требования рынка?

Потребность в специалистах, которые бы владели технологиями, постоянно появляющимися на рынке, будет всегда. Поэтому курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка требуются в качестве дополнения к основному, базовому образованию, которое молодые люди и девушки получают в ВУЗе.

Есть естественный отсев, который не связан с конкретной отраслью информационной безопасности. Всегда у людей, которые приходят на обучение по любой специальности в ВУЗ к концу обучения складывается видение отличное от того, как они себя видели в этой отрасли. Дополнительное образование характерно тем, что оно краткосрочно — не нужно пять лет обучаться, чтобы понять, что это "не твоё". Во-вторых, дополнительное образование необходимо для уже сформировавшихся специалистов, то есть людей, которые успели поработать и почувствовать необходимость в повышении своей квалификации или профессиональной переподготовке. Таким образом, люди идут на дополнительное образование уже осознанно. Возможно, немаловажный фактор в том, что Постановление Правительства №313 обязывает специалистов организации-лицензиата пройти переподготовку, таким образом человек идёт не только по своей воле, но и в соответствии с требованиями правительства и регуляторов.


3. Справляются ли студенты "поколения ЕГЭ" с обучением по специальности информационной безопасности?

Я считаю, что процесс обучения стар как мир, и человек существует только потому, что умеет обучаться, и здесь не важно, какое поколение. В любом поколение есть талантливые ученики и есть отстающие, это было всегда, есть сейчас и будет.

Важно, чтобы не только талантливые находили себе применение в нашей отрасли, но и отстающие, которые, возможно, не так успешно справлялись с требованиями учебной программы, но в ходе обучения находили себе полезное приложение своих умений, знаний, навыков и были в итоге вовлечены в общий процесс. Бывшим двоечникам ничего не надо доказывать, а вот отличникам - им всегда нужно доказывать, что они отличники, в этом есть определённый парадокс.


4. Насколько отличаются выпускники гражданских и военных ВУЗов по специальности "Информационная безопасность"?

к 4 вопросу Нам как разработчикам образовательных стандартов по информационной безопасности хорошо известно, что те примерные программы, которые идут вослед появившимся образовательным стандартам, разрабатываются по теме "Информационная безопасность" в недрах учебно-методического объединения, которое существует на базе Института криптографии, связи и информатики. 
Это факультет, институт, которые в своё время был факультетом военного учебного заведения, и поэтому нам известны образовательные процессы, которые идут и в военных учебных заведениях. И в гражданских, поскольку мы причастны к образовательному процессу повышения квалификации, переподготовки специалистов, а также обучению студентов на кафедре защиты информации Московского физико-технического института.

Есть особенности и в военных, и в гражданских ВУЗах, несмотря на те общие программы, которые они осуществляют. Военные ВУЗы отличаются от гражданских тем, что требования к уровню и знаниям выпускника формируют заказчики - военные организации, имеющие свои специфические задачи в наполнении учебной программы. Программы дополнены предметами и дисциплинами, которые связаны с военными науками, постоянное хождение в наряды, в караулы, а также ношение формы накладывает определённые требования на учеников, которые учатся в военных ВУЗах.

Традиционно информационная безопасность была прерогативой государства, и до сих пор государство является регулятором по многим направлениям, которые связаны с информационной безопасностью. Любая воинская дисциплина, которая существует в военных учебных заведениях, помогает сформировать правильное отношение к задачам, которые ставятся перед будущим сотрудником.

И наверное, в этом существует особенность обучения по дисциплинам информационной безопасности. Она связана с тем, что дисциплина здесь более важна, чем в других специальностях и направлениях обучения.

Хочется добавить напоследок, что у нас компания небольшая по численности, но каждый наш сотрудник — это выдающийся эксперт в своей области. Мы поэтому гордимся нашими сотрудниками-экспертами, и, оказывая услуги консалтинга для организаций, в том числе из кредитно-финансовой сферы, мы берём на себя обязательство эту услугу предоставлять качественно; а качественное предоставление услуги в сфере информационной безопасности означает, что специалист должен представлять особенности этой отрасли, пожить в ней, "повариться в ней", а может и какое-то количество лет, десятков лет, поносить погоны для того, чтобы понять, как устроена эта отрасль и в целом безопасность.


Интервью подготовлено интернет-телекомпанией «BIS TV» при поддержке компании «Авангард Центр»